Какие риски несет в себе проект и изменит ли он энерголандшафт Европы, рассказали эксперты.
Узбекистан, Казахстан и Азербайджан стали партнерами в области развития и передачи «зеленой» энергии в Европу. Об этом пишет сетевое издание «CentralAsia.news».
Лидеры трех стран подписали соглашение, которое подразумевает создание совместного предприятия, разработку и согласование технической документации. Планируется проложить глубоководный кабель по дну Каспийского моря. Разработка бизнес-модели уже началась.
Характеризуя проект, узбекский президент Шавкат Мирзиеев назвал возобновляемые источники энергии (ВИЭ) «вкладом в будущее» — в рамках проекта будет экспортироваться энергия ветра и солнца, что «позволит смягчить влияние на климат». В то же время лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что подписание соглашения – это важный этап трехстороннего сотрудничества в развитии регионов Центральной Азии и Южного Кавказа, который открывает новые возможности для интеграции энергетических систем государств, а также создания надежных коридоров поставок экологически чистой энергии на европейский и другие рынки. Президент Азербайджана Ильхам Алиев добавил, что проект выводит братские отношения и стратегическое партнерство между тремя странами на новый уровень.
Кто в плюсе?
Подписанное соглашение, при определенных условиях, может быть выгодно всем государствам-участникам, заявила в беседе с редакцией CentralAsia.news старший научный сотрудник Отдела экономических исследований Института востоковедения РАН, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая Института Китая и современной Азии РАН Нелли Семенова.
«Для Казахстана и Узбекистана — это возможность улучшения энергетической инфраструктуры и возможность заработать на солнечной и ветровой энергии, которыми обладает их территория. Для Азербайджана — это диверсификация экспорта, к тому же инвестиции в «зеленую» энергетику могут привести к созданию новых рабочих мест и технологий», — отметила эксперт.
Соглашение также выгодно Баку с точки зрения намерений стать ключевым региональным энергетическим хабом, способным обеспечить европейских потребителей «чистой энергией» в условиях искусственной нестабильности энергетического сотрудничества с Россией, уверен старший аналитик Центра политической информации Владимир Саляев.
«Азербайджан весьма прагматично пытается создать многостороннее сотрудничество в данном направлении, не желая единолично рисковать вложениями в инфраструктуру при отсутствии уверенных гарантий со стороны европейских потребителей», — добавил аналитик.
Проект меняет энерголандшафт Европы?
Подписанное соглашение также укладывается в общую канву проводимой в последнее время европейскими странами политики. В последнее время Европа усиленно стремится уменьшить зависимость от таких поставщиков, как Россия, снизить потребление традиционных источников энергии и повысить энергетическую безопасность региона, отметила Семенова. Однако она не считает, что союз Азербайджана, Казахстана и Узбекистана способен существенно изменить энергетический ландшафт Европы, во всяком случае в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
«Даже в условиях жестких санкций поставки газа из России в Европу продолжаются», — подчеркнула эксперт.
В свою очередь Владимир Саляев отметил, что подписанное соглашение имеет важное практическое значение.
«Дело в том, что в 2026 году Европейский союз намеревается ввести специальную пошлину на импорт сырья и товаров со значительным углеродным следом. Соответственно, очень многие торговые партнеры Европы, особенно, ориентированные на экспорт сырьевых товаров, могут оказаться в непростой ситуации потери части доходов, что самым болезненным образом отразится на их экономическом благополучии. Скорее всего, именно поэтому Азербайджан, Узбекистан и Казахстан заблаговременно пытаются хеджировать риски введения трансграничных углеродных пошлин», — пояснил эксперт.
Новый союз – новые риски
Осуществление такого амбициозного проекта при данном составе участников, в принципе, вызывает сомнения, считает Нелли Семенова.
«В связи с реализацией проекта странам придется внести существенные изменения во внутреннюю энергетическую инфраструктуру, что потребует немалых средств. Потенциальная конкуренция на европейском рынке возобновляемых источников энергии может привести к снижению цен на ресурс и прибыли, что ставит под вопрос окупаемость проекта», — пояснила аналитик.
Она отметила, что страны Скандинавии, а также Италия и Испания активно развивают проекты по возобновляемым источникам энергии и могут стать важными игроками на рынке поставок ВИЭ в Европу.
«Имеются риски торговых ограничений и барьеров со стороны стран-конкурентов. Достаточная удаленность от региона-потенциального потребителя также не в пользу проекта. Нехватка специалистов в области возобновляемых источников энергии может замедлить развитие сектора. Также необходимо учитывать и экологические последствия. И самое главное — для реализации инициативы требуется значительное финансирование, которое может быть трудно привлечь», — подчеркнула эксперт.
В рамках реализации инициативы следует учитывать также региональные вызовы — напряженные отношения Азербайджана с соседними странами и нестабильность в регионе могут повлиять на безопасность поставок и привлечение инвестиций. Кроме того, Казахстан находится на пересечении интересов крупных держав, что может привести к нестабильности в регионе. Также Астана сталкивается с вызовами в собственном обеспечении электроэнергией, включая устаревшую инфраструктуру и растущий внутренний спрос, который необходимо обеспечивать.
«И для Узбекистана, помимо прочего, зависимость от внешних технологий может стать камнем преткновения. Страна может столкнуться с проблемами доступа к необходимым технологиям и оборудованию для производства нетрадиционной энергии», — пояснила Семенова.
Саляев добавил, что в Узбекистане и в Казахстане нет излишков электроэнергии, и тем более классифицируемой «зеленой энергии». Находящиеся в стадии в реализации проекты ВИЭ в республиках пока не имеют серьезной доли в энергобалансе, а поддержка их развития к тому же требует специальных условий со стороны государства, подчеркнул аналитик.
Россия может потерять часть рынка?
Проект передачи «зеленой» энергии в Европу может обернуться негативными последствиями и для России, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе вероятность негативных экономических рисков не велика.
«Но в долгосрочной перспективе Россия может потерять часть рынка для своих углеводородов, если страны Центральной Азии начнут активно экспортировать «зеленую» энергию. Необходимо также обратить внимание на потенциальную геополитическую конкуренцию, а именно укрепление позиций Центральной Азии в энергетическом секторе может снизить влияние России в этом регионе. Для преодоления вышеуказанных рисков России необходимо развивать собственные инициативы в области ВИЭ, чтобы не отставать от мировых трендов», — резюмировала Семенова.