Кыргызстан станет председателем ОТГ на год – с какими вызовами страна может столкнуться?
В начале ноября Кыргызстан становится площадкой для крупных политических событий: он примет саммиты Совета глав государств и Совета министров иностранных дел Организации тюркских государств (ОТГ).
Одиннадцатый по счету саммит глав государств носит название «Усиление тюркского мира: Экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех». В Бишкек прилетят главы Турции Реджеп Эрдоган, Венгрии Виктор Орбан, Азербайджана Ильхам Алиев, Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Узбекистана Шавкат Мирзиеев.
Саммит даст старт председательству Кыргызстана в ОТГ на ближайший 2025 год, и, по информации заведующего отделом внешней политики администрации президента Кыргызстана Муратбека Азымбакиева, уже «запланировано проведение ряда мероприятий по укреплению связей между государствами-членами, созданию новых возможностей для экономического роста и повышению уровня жизни в регионе».
Для Кыргызстана с его многовекторной внешней политикой на высшем уровне ОТГ становится полноценной альтернативой евразийским идеям интеграции, основанным во многом на общем прошлом, социально-экономических, культурных и иных связях.
У ОТГ в концепции общее прошлое стран-участниц также присутствует, однако ОТГ базируется больше на сплочении по религиозному признаку и по признаку причастности к некой общей наднациональной тюркской идентичности с турецкой доминантой в ней. Много ресурсов тратится и на занятия тюркологов научно-исследовательской работой, издание ими книг и журналов, проведение международных форумов и конференций с известными учеными, которые помогают эту идентичность создавать.
За счет своей «мягкой силы» и выверенной внешней политики Турция за более чем 30 лет после распада СССР помогла Кыргызстану и другим странам-членам ОТГ воспитать многочисленную прослойку населения, поддерживающую идеи «Великого Турана» и неоосманизма. Поэтому существует большая вероятность, что согласно принятой в 2021 году Концепции развития тюркского мира до 2040 года, ОТГ и прирастет новыми участниками, и станет единым целям во всех областях: от обороны до сельского хозяйства, экономики, промышленности и образования.
Однако при активизации своего членства в ОТГ официальный Бишкек столкнется с рядом вопросов, которые будет непросто решить. И возможно, что некоторые из них потребуют решения уже в 2025 году. Первый из них – адаптация законодательства под стандарты ОТГ, чтобы оно при этом и соответствовало тюркским чаяниям, и было бы совместимым с членством Кыргызстана в ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС. Республика в конечном итоге вынуждена будет сделать выбор в пределах своей многовекторности в пользу какого-либо из векторов, совмещать несколько направлений в многополярном мире будет практически невозможным.
Второй вопрос связан с религией. При президентстве Эрдогана в Турции, стране-ядре ОТГ, в школах ввели обязательный курс основ культуры, религии и морали, где дети изучают нормы ислама и правильное чтение Корана, при том, что страна официально не является мусульманской, и находится в ряде светских государств. Однако повсеместное религиозное образование соседствует с радикальным исламизмом, который набирает популярность в Турции – и официально строго руководством страны не пресекается, как не ликвидировались и турецкие тропы для будущих боевиков, ведущие в Сирию и Ирак через Турцию.
Наконец, ряд кыргызских историков и филологов в кулуарах и публичном пространстве опасается, что укрепление связей с ОТГ и переход на единую графику повредит кыргызской идентичности. Они напоминают, что кыргызский язык и так несколько раз менял графику, и это отразилось на культуре, истории, языке, литературе. В давние времена графикой служила руническая письменность, далее во времена Российской империи кыргызы использовали арабскую графику – грамотность была взаимосвязана с образованием, которое было преимущественно религиозным, и доступным не каждому человеку. Все фиксировали с ее помощью, арабской графикой написаны первые кыргызоязычные учебники, газеты, книги. Затем уже при советской власти кыргызы перешли на латиницу, которой пользовались с конца 1920-х годов до 1941 года. Позже ее сменила кириллица, на базе которой уже окончательно сформировались кыргызская наука, культура, литература, образование.
Также кириллица помогала зафиксировать национальные эпосы и их варианты, создать самый большой и подробный словарь кыргызского языка, сохранить литературные произведения и другое письменное достояние кыргызов на арабской графике и латинице. Она служила посредником и для того, чтобы получать образование на русском языке, и далее уже изучать и другие языки, и достижения наук и культур других народов. Ученые опасаются, что при переходе на единую новую тюркскую латиницу весь культурный пласт кыргызов последних десятков лет, связанный с кириллицей, будет уничтожен. И это может отразиться негативно на самосознании, культуре, мировоззрении народа и его исторической памяти о самом себе. Беспокоит их и вероятность размывания и утраты в будущем кыргызского языка: вслед за единой графикой может последовать и единый язык для общения в ОТГ, который, скорее всего, будет турецким.
Но, несмотря на все опасения ученых, шаг к их воплощению уже сделан: в сентябре 2024 года представители стран ОТГ на встрече в Баку согласовали единый алфавит на основе латиницы, состоящий из 34 букв. И в Бишкеке в рамках ОТГ сейчас будет заседать впервые специальная комиссия, связанная с языковой политикой, которая занимается ускорением процесса языкового единства и перехода тюркских государств на общий алфавит.
Источник: «Международный еженедельник «МК-Азия»➡️www.mk.kg