55 лет назад, 15 июля 1970 года, у советских автолюбителей появилась мечта — на Горьковском автозаводе начался серийный выпуск ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль стал символом статуса и успеха. На чёрных «Волгах» этой модели разъезжали представители власти. Космонавты и народные артисты лично приезжали на автозавод забрать своего железного коня.
Как рождалась, жила и умирала легенда советского автопрома, nn.aif.ru вспоминает вместе с почётным гражданином Нижегородской области Геннадием Суворовым.
«На завод я пришёл в 1972 году. 24-я „Волга“ уже была в серии. Прошёл путь от слесаря до советника президента автогиганта», — рассказывает Геннадий Александрович. Впрочем, впервые на этом автогиганте он появился гораздо раньше. Буквально в первые минуты своей жизни. В апреле 1955-го, когда его маме до родов оставалось две недели, она по делам зашла на предприятие, где до декрета трудилась маляром. Возвращаясь, уже у проходной поняла: роды начались. Присела на лавку. Кто-то остановил проезжавший мимо тягач, и роженицу доставили в заводскую медсанчасть. Там, в кабинете стоматолога, будущий автозаводец и пришёл в мир. Поэтому именно его мы и попросили рассказать о машине всей жизни.
Сначала — из пластилина
ГАЗ-24 «Волга» логично пришла на смену другой легенде советского автопрома — 21-й «Волге». Последнюю на Западе называли «танк во фраке» — за мощный кузов, обработанный оловом низ и при этом элегантный вид. Но никакая модель не может выпускаться вечно.
Первые прототипы ГАЗ- 24 — из пластилина — появились на Горьковском автозаводе ещё в 1962 году. Ваяли их в так называемом «греческом зале» Управления конструкторских и экспериментальных работ, где отрабатывали дизайнерские решения и формы новых автомобилей.
31 декабря 1962 года за несколько часов до боя курантов был выпущен первый ходовой прототип: машина сделала несколько кругов вокруг завода и вернулась в «греческий зал». Дальнейшие испытания тоже проходили вокруг автогиганта и только ночью, чтобы никто не увидел, как выглядит новая «Волга».
Модель рассчитывали запустить в серию большими объёмами. Для этого автозавод модернизировали, построив несколько новых производств.
Первые образцы ГАЗ-24 Геннадий Суворов увидел ещё мальчишкой. С друзьями часто катались на велосипедах вокруг завода, останавливались около главной проходной, откуда выезжали товарные автомобили, в том числе и небольшие партии новой «Волги».
Модель, покорившая Китай и Европу
В 1970 году, когда модель запустили в серию, её конструкция предполагала размещение в моторном отсеке трёх вариантов двигателей. Для массового авто — четыре цилиндра. Восьмицилиндровый двигатель, такой же, как на «Чайках», ставили только на автомобили особого назначения — они ехали прямиком в гаражи КГБ.
По указанию Госплана СССР треть всего выпуска 24-й «Волги» (а он порой достигал 75 тысяч машин в год) завод отравлял на нужды таксопарков. Ещё 25 тысяч уходили на экспорт, в основном в Китай и страны Восточной Европы. В конце 1970-х ГАЗ-24 был в Поднебесной самым распространённым автомобилем.
Кто бы мог тогда подумать, что через полвека ситуация перевернётся — и нашими улицами завладеют «китайцы»…
Значительная часть машин распределялась по горкомам и обкомам партии, в ЦК КПСС.
«Волги» стали символом власти и престижа. В свободную продажу их поступало немного.
«Распределяли их в основном космонавтам, народным артистам, другим заслуженным людям», — рассказывает Геннадий Александрович.
В 1980-х сам он уже был секретарём комитета ВЛКСМ ГАЗа и благодаря «Волге» перезнакомился со многими космонавтами. По его словам, особо ценились 24-е в чёрном цвете. За этими машинами гонялись на вторичном рынке, цена там доходила до 15 тысяч рублей.
Метро до проходной, комната вместо барака
Машина изменила и жизнь самих заводчан. «Наша семья сначала жила в бараке. У бабушки и дедушки были 3 дочери. Когда они вышли замуж, мужей привели в тот же барак — больше некуда! — вспоминает Геннадий Суворов. — На 17 квадратных метрах жили 12 человек… А потом моим родителям как передовикам производства дали комнату в щитовом доме. Стало просторнее, на 14 метрах уже жили семь человек — родители и мы, пятеро детей. Постепенно у всех автозаводчан улучшались жилищные условия».
Наиважнейшим событием для всего Горького стало строительство метро. На заседании бюро обкома партии было решено тянуть нитку подземки с Московского вокзала на автозавод — именно там был самый большой пассажиропоток. И 17 декабря 1977 года были забиты первые сваи в основание первой станции «Ленинская».
«В 1989–1991 годах на заводе работали 127 тысяч человек! Это были люди буквально со всего города», — говорит Геннадий Суворов. Так автомобиль стал фактически мотором развития всего волжского мегаполиса.
В 1990 году наш собеседник и сам стал счастливым обладателем серой «Волги».
«В начале 1990-х ГАЗ-24 постепенно снимали с производства. И была такая практика: тем, кто активно участвовал в выпуске новой „Волги“, выделялась квота на старую модель, — уточняет Геннадий Суворов. — В эту квоту я и попал. Хорошая была машина! Мощность двигателя — 95 лошадиных сил, до 100 километров в час автомобиль разгонялся за 15 секунд, при этом был очень устойчивым на дороге». Он вспоминает, как ловил завистливые взгляды: даже тогда эта машина была мечтой многих автолюбителей.
Вместо эпилога
Ушла с конвейера, осталась в сердцах
В 1992–1993 годах эра 24-й «Волги» завершилась. Автозавод стал переходить на выпуск новой модели — ГАЗ-31029. Она тоже шла в гаражи властных структур. Возможно, отчасти по этой причине в «лихие 90-е» автогигант на фоне других предприятий страны работал вполне стабильно. Спрос на «Волги» не ослабевал. Цеха трудились в три смены, зарплаты не задерживали, прибыль вкладывали в развитие. Геннадий Суворов вспоминает, что в Автозаводском районе тогда даже особого разгула криминала не было — не когда было всякой ерундой заниматься, все работали.
До 2003 года завод продолжал выпускать и модифицированную модель 24-й «Волги» — 2410, но потом с приходом нового собственника решили сосредоточиться на лёгких грузовиках. На вопрос, верное ли это было решение, Геннадий Александрович отвечает уклончиво: «Были, наверно, свои резоны… Однако до сих пор бренд „Волга“ остаётся в сердцах миллионов людей, ведь с этой машиной были связаны их лучшие годы». И с этим, пожалуй, не поспоришь.
Фото: Из личного архива Геннадия Суворова
«Аргументы и Факты»