В лос-анджелесском микрорайоне, известном как Маленькая Персия или “Тегеранджелес” (сочетание слов Тегеран и Анджелес), можно приобрести последнюю персидскую поп-музыку, посмотреть экспонаты в иранской галерее искусства или полакомиться порцией мороженого с розовой водой.
Али Кашани-Рафье, основатель Saffron & Rose, открыл магазин персидского мороженого в 1970-х годах, научившись технологии его приготовления в Тегеране. Семья Али продолжает традицию и входит в число почти 90 тысяч американцев иранского происхождения в этой части Южной Калифорнии, составляющих крупнейшую персидскую общину в США.
“Saffron & Rose теперь является достопримечательностью, и почти раз в неделю иранец, приехавший в гости из какого-нибудь уголка США или даже из Ирана, перед отъездом заходит в наш магазин за мороженым”, – говорит Фред Папен, внук Кашани-Рафье и владелец фирмы третьего поколения.
Многообразная община
Тысячи иранцев иммигрировали в Соединенные Штаты в течение десятилетий, предшествовавших иранской революции 1979 года. Большинство из них были студентами и специалистами, свободно владеющими английским языком. Иранское население в США росло, так как многие, спасаясь от революции, присоединились к родственникам, уже обосновавшимся в американских городах.
По оценкам, численность ирано-американцев составляет от 500 тысяч до 1 миллиона, с наибольшей концентрацией в Лос-Анджелесе (половина всех американских иранцев живет в Калифорнии), за которым следуют Большой Нью-Йорк и Большой Вашингтон.
Ирано-американская община этнически разнообразна и включает в себя не только персов, но и азербайджанцев, курдов, арабов, луров, белуджей и представителей нескольких других этнических групп.
Хотя многие иранцы являются мусульманами, бахаи, христиане и зороастрийцы также составляют значительную часть большого ирано-американского сообщества и пользуются свободой исповедовать свою религию.
Джимми Джамшид Делшад, иранский еврей, родившийся в Ширазе, был дважды избран мэром Беверли-Хиллз в 2007 и 2010 годах. После первого избрания он сказал в интервью газете Jerusalem Post: “Как еврейский мальчик в Иране, я был гражданином второго сорта. Я надеюсь своим примером открыть двери в Америке для других таких людей, как я”.
Многие из нескольких сотен ирано-американских культурных, региональных, религиозных и профессиональных организаций в Соединенных Штатах посвящены искусству – особенно музыке и литературе, – из-за жесткого подавления иранским режимом художественной свободы. Иранские таланты представлены в кино, на радио и телевизионных студиях, фестивалях и музыкальных представлениях. В их числе – знаменитая классическая гитаристка Лили Афшар и режиссер и сценарист Рамин Бахрани.
Большой успех
Американцы иранского происхождения – в числе наиболее высоко образованных групп населения США: почти 60 процентов американских иранцев получили, по крайней мере, степень бакалавра, по данным опроса Бюро переписи населения США.
Иранские американцы также имеют один из самых высоких рейтингов самостоятельной занятости среди групп иммигрантов в США. Многие основали собственные компании, в том числе Айзек Лариан, основатель MGA Entertainment, производителя детских игрушек и игр, а также бытовой электроники.
Папен из Saffron & Rose говорит, что его компания мороженого расширяет бизнес: “Сейчас мы производим и поставляем наше мороженое в рестораны и супермаркеты во всех уголках Соединенных Штатов. И в настоящее время архитектор проектирует здание нашего второго магазина в округе Ориндж”.
“Десять лет назад 95 процентов наших клиентов составляли персы. С тех пор компания выросла, и у нас много поклонников из числа американцев каждой расы и этнической группы”, – говорит Папен.